Краткая презентация ОП ДО
Образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО).
Целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей |
Содержательный раздел |
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям.
Также в разделе описаны:
· формы, способы, методы реализации программы;
· особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
· способы поддержки детской инициативы;
· взаимодействие педагогического коллектива с семьями;
· коррекционно-развивающая работа;
· рабочая программа воспитания |
Организационный раздел |
В организационный раздел включают:
· психолого-педагогические условия реализации Программы;
· особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
· материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
· примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
· кадровое обеспечение;
· режим и распорядок дня в возрастных группах;
· календарный план воспитательной работы |
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 12-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Время реализации программы.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду с 7.00 до 19.00 часов (кроме времени, отведённого на сон), в соответствии с режимом функционирования (полного дня -12 часов), во всех группах ГБДОУ № 32 Калининского района СПб.
Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода: - первый период (с 1 сентября по 31 мая); - второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями.
При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ОП ДО
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
1.В ГБДОУ детский сад № 32 функционируют 18 возрастных групп
Возрастная категория |
Направленность |
Количество групп |
Режим работы |
От 1,5 до 2 лет |
общеразвивающая |
1 |
12ч. |
От 2 до 3 лет |
общеразвивающая |
3 |
12ч. |
От 3 до 4 лет |
общеразвивающая |
3 |
12ч. |
От 4 до 5 лет |
общеразвивающая |
4 |
12ч. |
От 5 до 6 лет |
общеразвивающая |
3 |
12ч. |
От 6 до 7 лет |
общеразвивающая |
4 |
12ч. |
2. Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
3. Используется региональный компонент в образовательном процессе.
4. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
Используемые образовательные программы дошкольного образования
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена модулями образовательной программы дошкольного образования: «Экономическое воспитание», «Первые шаги. Петербурговедение», «Художественно-эстетическое развитие», «Летняя оздоровительная кампания», составленными на основе - ФГОС ДО, ФОП ДО, а также парциальных программ :
Центрального Банка РФ и Министерства образования и науки РФ «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» под редакцией авторского коллектива во главе с А.Д. Шатовой.
Лыковой И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру)
Г.Т. Алифановой Первые шаги. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет
В часть, формируемую участниками образовательных отношений вошли авторские разработки педагогов ГБДОУ №32 в виде модулей :
«Детская метеостанция», «Летняя оздоровительная кампания», «Художественно-эстетическое развитие. Пальчики-палитра»
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
§ психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста;
§ единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
§ повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
§ информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
§ просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
§ способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
§ построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
§ вовлекать родителей в образовательный процесс. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
§ приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
§ открытость;
§ взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей; § индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
§ возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы:
Направление работы |
Содержание работы |
Диагностико-аналитическое направление |
Включает получение и анализ данных:
· о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
· об уровне психолого-педагогической компетентности родителей;
· планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
· согласование воспитательных задач |
Просветительское направление |
Просвещение родителей по вопросам:
· особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
· выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
· ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
· информирования об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
· условий пребывания ребенка в группе ДОО;
· содержания и методов образовательной работы с детьми |
Консультационное направление |
Консультирование родителей:
· по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи;
· об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
· о возникающих проблемных ситуациях;
· о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста;
· о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др. |
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых. Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение игр-путешествий по станциям на улице. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия ГБДОУ детский сад № 32 с семьей
Знакомство с семьей |
Встречи-знакомства, анкетирование, родительские собрания, деловые игры, тренинги |
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности |
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники |
Совместная практическая деятельность |
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, праздниках, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов и реализации проектов. |